Образ матери в произведениях русской литературы. Сценарий

Сценарий идет на фоне показа репродукций с картин художников, изображающих Материнство.

30 января 1998 года вышел Указ Президента РФ, которым устанавливалось, что отныне в последнее воскресенье ноября в нашей стране будет отмечаться праздник – День матери. Этот праздник не так популярен у нас, как Международный женский день. Ведь в этом году мы будем отмечать его в девятый раз, а не все о нем знают. Этот праздник рождает противоречивые чувства. С одной стороны нельзя не порадоваться за то, что государство, утверждая его, тем самым признает высокое звание материнства. А с другой – заставляет задуматься, как мало у нас ценится женщина-мать. Инициаторами празднования Дня матери в России стали: Комитет по делам женщин, семьи и молодежи государственной Думы, президентская комиссия по делам женщин, семьи и демографии, министерства труда и социального развития. Они надеялись, что новый праздник обратит внимание руководства страны на проблему материнства, побудит выделить дополнительные средства нуждающимся семьям. Праздник этот нужен. Хотя бы для того, чтобы лишний раз сказать правду. Чтобы поклониться тем, кто возвысил свой голос в защиту матерей и детей. И, наконец, чтобы потребовать конкретных дел от всех тех, от кого зависит принятие решений. Вместо организации дорогостоящих торжеств и произнесения красивых речей.
Обычно мы восхищаемся выдающимися людьми: писателями и поэтами, художниками и космонавтами, артистами и героями, говорим им добрые слова. Но сегодня мы будем говорить о тех, кто всегда остается на втором плане. «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». М.Горький.
Притча о Матери
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
— Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
— Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
— Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
— О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, при-стально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
— Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
— Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
— Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
— Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
— Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
— Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
— Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.
Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.
«В жизни мне сияньем самых ярких звёзд
Светит, ни на миг не угасая
Образ твой, что так велик и прост, мама, дорогая».
По-настоящему, глубоко, тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:
«И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!» (Из стихотворения «Мать»)
В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны».
«Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» — слово святое,
То трижды священное – женщина-мать! Л.Рогожников
Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» — это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», мечтает лишь о том, «чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней:
«Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне».
С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека в романе А.М. Горького «Мать». Главный источник процесса перерождения – материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.
«Россия удержалась благодаря матерям» старец Паисий Святогорец. Софья Николаевна из «Семейной хроники» С.Т.Аксакова, потомственная дворянка, жившая в конце XVIII-начале XIX вв., не смыкала глаз у постели тяжко больного сынишки, и лирическая героиня знаменитой песни времен Великой Отечественной войны «Темная ночь», вряд ли дворянского происхождения, делала то же самое. Мать, не спящая над ребенком, это вечный образ, на все времена. Просто плакавшие, жалевшие, любившие и трудившиеся не покладая рук матери, на самом деле своей самоотверженной жизнью вымаливали и детей, и мужей, и страну. Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары. «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, — писал в «Детских годах Багрова — внука» С.Т.Аксаков. — Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них».
«… матери не ожидают наград. Мать любит без толку и без разбору. Велики вы, славны, красивы, горды, переходит ваше имя из уст в уста, гремят ваши дела по свету — голова старушки трясется от радости, она плачет, смеется и молится долго и жарко. А сынок, большей частью, и не думает поделиться славой с родительницею. Нищие ли вы духом и умом, отметила ли вас природа клеймом безобразия, точит ли жало недуга ваше сердце или тело, наконец отталкивают вас от себя люди и нет вам места между ними — тем более места в сердце матери. Она сильнее прижимает к груди уродливое, неудавшееся чадо и молится еще долее и жарче» (И.А.Гончаров «Обыкновенная история»).
«Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
Ангел-хранитель над тобой!» (И.А.Бунин «Матери»)
20 век – век большой и жестокой войны, век Великого подвига. ВОВ разделила жизнь всего русского народа на «до» и «после». Вместе со своими сынами страдала Мать. Мать теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском. Все она вынесла и превозмогла, и поэтому в нашем сознании понятия Родина» и «Мать» давно слились воедино:
Израненный страданьем вечным
Всематеринский разум их
Бросает вызов человечеству:
«Мой сын жив-вее всех жи-вых!»
Нет! Не убогие старухи
Слезами кормят злую грусть,
Скорбит, поднявшись из разрухи,
Живая мать – святая Русь!
Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. И в его стихотворениях разных лет, очень часто, выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери — и становится образом Родины.
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.
Разлука ещё безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.
И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.
А там — за невестками — внуки…
И вдруг назовёт телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.
В повести «Последний срок» В. Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.

Добра моя мать. Добра, сердечна.
Приди к ней — увенчанный и увечный
Делиться удачей, печаль скрывать
Чайник согреет, обед поставит, выслушает,
Ночевать оставит: сама — на сундук, а гостям кровать.
Мне бы с тобою всё время ладить,
Все бы морщины твои разгладить.
Может, затем и стихи пишу, что,
Сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила,
В сердце своем я тебя ношу. Я. Смеляков
Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она (как, скажем, в «Красной шапочке») – эпизодический персонаж. Где-то оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идет о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными сережками, и мама незримо появится на странице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка — эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа — с радостью или с тоской — но всегда откликается на них.
«Мама спит, она устала… Ну, а я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу (Е.Благинина)
Поёт моя мама Всегда за работой, А я ей всегда Помогаю с охотой! (М. Садовский)
Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. (А. Барто)
Когда я по городу с мамой хожу, За руку маму я крепко держу: Зачем ей идти и бояться, Что может она потеряться? (С. Пшеничных)
Мамин день! Платье лучшее надень! Утром встань пораньше, В доме прибери, Что-нибудь хорошее Маме подари. (О. Высотская)
Всё, что нам свято и дорого, озарено и названо именем матери. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская.
«Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица.
Но она не уснет, продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу до земли поклониться
Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.
Той, которая жизнь подарила нам в муках,
Той, что с нами, порой, не спала по ночам.
Прижимали к груди ее теплые руки.
И молилась за нас всем Святым Образам.
Той, которая Бога просила о счастье,
За здоровье своих дочерей, сыновей.
Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник.
И больнее ей было от боли детей.
Из родного гнезда вылетаем, как птицы:
Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться.
Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Ю. Шмидт

(51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.